Интернет-магазин Электроконтроль Харьков (ex ЧП)
contact@electrocontrol.com.ua
el_c@ukr.net
skype: electro_ukr
Viber, WhatsApp, Telegram: +380667918319
+38 (097) 648-30-48
с 9 до 17 ПН-ПТ

Разъяснение к Методике вычисления платы за перетекание реактивной электроэнергии между энергоснабжающей организацией и ее потребителями

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ ПО НАДЗОРУ ЗА режимами потребления электрической и ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

Отраслевая научно-исследовательская лаборатория Минтопэнерго при факультете электроэнерготехники и автоматики НТУУ "КПИ"

03.02.2003

Разъяснение к Методике вычисления платы за перетекание реактивной электроэнергии между энергоснабжающей организацией и ее потребителями

1. О потребителей, впервые привлекаемые к уплате перетоков реактивной электроэнергии

1.1. Для каких потребителей применяется шкала начисления платы за переток реактивной электроэнергии? Шкала начисления платы применяется к потребителям, которым впервые задаются условия по компенсации реактивной мощности (группа потребителей, которым согласно ранее действующих нормативных документов эти условия не задавались - сельскохозяйственные, непромышленные со среднемесячным потреблением активной электроэнергии до 30 тыс. кВт х ч ). Этим потребителям электропередающая организация (далее - ЭО) обязана не позднее, чем за месяц до оформления Приложения к Договору, направить информационное сообщение о привлечении их к расчетам за реактивные перетекание, необходимость установки и условия учета реактивной электроэнергии, условия оплаты и информационно-опросный письмо о компенсации реактивной мощности (далее - КРМ). При проведении расчетов с такими потребителями начисления основной платы (П1) и надбавки (П2) к установлению учета осуществляется с использованием значений потребления реактивной электроэнергии. Согласно действующей Методики исчисления платы за переток реактивной электроэнергии между энергоснабжающей организацией и ее потребителями (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства топлива и энергетики Украины от 17.01.2002 N 19 (z0093-02) и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.02.2002 за N 93/6381, для этих потребителей плата начисляется с постепенной коррекцией результатов в течение 3 лет.  Это положение не распространяется на потребителей, впервые подключаются к электросетям, но которым условия по КРМ задавались на стадии выдачи технических условий при проектировании электроустановок. В случае применения новой шкалы до потребителей, которым расчеты проводились согласно шкалы Методики 1997 г. (z0619-97) - учитывается предыдущий срок, например, если для потребителя идет второй расчетный год, плата должна выполняться с коэффициентом 0,5 и т.д. . Начало действия шкалы определяется с момента предоставления потребителю дополнений по КРМ, независимо от времени задержки их подписания потребителем. Если работы по введению новой площадки потребителя проводятся по графику, то расчеты за реактивную электроэнергию проводятся по окончании этапа, в срок которого по данным проектной организации среднемесячное потребление равна или выше 5000 кВт час.   1.2. Как толковать определение "новых потребителей", данное в пункте 3.6 Методики? Для потребителей, которые впервые присоединяются к электрическим сетям и имеют рассчитанное по проектным данным среднемесячное потребление активной электроэнергии 5000 кВт х ч и более, значение экономического эквивалента реактивной мощности (далее - ЭЭРМ) определяется согласно п.3.6 Методики (z0093-02) и обусловливается технических условиях для разработки в проекте мероприятий по КРМ. 1.3. Какую конкретно документацию должны предоставлять новые потребители? Перечень документов, которые должны быть предоставлены потребителем электропередаточной организации при вводе нового объекта, установлено правилами технической эксплуатации электрических установок электростанций и электрических сетей и правилами технической эксплуатации электрических установок потребителей. 1.4. Какие организации относятся к проектных организаций? К проектным относятся организации, имеющие лицензию на выполнение проектных работ. Перечень таких организаций утвержден Госстроем Украины. 1.5. Какое активное и реактивное нагрузки необходимо указывать новым предприятиям в информационном письме? Для новых потребителей, у которых среднемесячное потребление определяется по данным проектной организации, в информационном письме по КРМ следует указывать Pmax, Qmax в точках присоединения по данным проектной организации. 1.6. Возможно применение расчетов за реактивную электроэнергию к потребителям, которые рассчитываются за активную электроэнергию за тарифами населенных пунктов? Относительно применения расчетов за реактивную электроэнергию к потребителям, которые рассчитываются за активную электроэнергию за тарифами населенных пунктов: - расчеты за перетекание реактивной электроэнергии с садовыми, жилищно-строительными, гаражными кооперативами и т.п. проводиться не должны - наличие промышленной структуры в зонах содержание контингента департамента исполнения наказаний должна быть определена в Приложении к Договору с энергоснабжающей организацией. В этом случае должны осуществляться расчеты за реактивную электроэнергию по определенным объектам (площадках).

2. О некоторые другие вопросы расчетов

2.1. Имеет ли право электропередающая организация самостоятельно заполнять информационное письмо в случае отказа предприятия от его заполнения и предъявить абоненту любые взыскания, если абонент намеренно затягивает оформление документов? Электропередающая организация не имеет права самостоятельно заполнять информационное письмо предприятия по КРМ. В случае безосновательного затягивания оформления потребителем документов, связанных с оформлением обязательных (согласно новой редакции Правил пользования электрической энергией (далее - ПИЭЭ), утвержденных постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 22.08.2002 N 928 (z0903-02) и зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 14.11.2002 за N 903/7191) условий договора, этот вопрос решается порядком, определяемым подпунктом 7 пункта 8.3. Кроме того, если противоречия по условиям договора не удается урегулировать путем переговоров, то вопрос решается в судебном порядке.   2.2. Каков порядок организации расчетов за переток реактивной электроэнергии с основным потребителем и субпотребителем? Пункт 5.4 действующей Методики (z0093-02) используется в случае, если ЭО проводит расчеты за перетекание реактивной электроэнергии с основным потребителем, а соответствующие расчеты с субпотребителями проводит основной потребитель. Тогда основной потребитель рассчитывается по показаниям счетчиков, установленных на его по ЭО границе раздела балансовой принадлежности. Такой технически обоснованный порядок расчетов подтверждается положениями ПИЭЭ, которые предусматривают расчеты за перетекание реактивной электроэнергии владельцем электрических сетей, к которым подключены сети потребителя. В случае отказа основного потребителя взаимодействовать с субпотребителями, подключенным к его электросетям, ЭО проводит расчеты, как с основным потребителем, так и субпотребителями, руководствуясь положениями п.5.5 Методики (z0093-02).   2.3. О порядке расчета и распределения потерь реактивной электроэнергии. Порядок расчета потерь реактивной электроэнергии зависит от договорных взаимоотношений между субъектами хозяйствования. Потери реактивной электроэнергии в силовых трансформаторах основного потребителя, связанные с передачей электроэнергии субпотребителям, в т.ч. населению, распределяются между ними пропорционально долям потребления активной электроэнергии, но учитываются для оплаты только тем потребителям, с которыми електропередавальна организация или основной потребитель проводят расчеты за перетекание реактивной электроэнергии. 3. О расчетах за реактив с потребителями, которые имеют собственные электростанции.  В этом случае может возникать ряд ситуаций, зависящих от схемы сети, расположения приборов расчетного учета электроэнергии, режим параллельной работы с электросетью энергоснабжающей компании, взаимодействия режимов электростанции потребителя с режимами потребления активной и реактивной электроэнергии, соотношения составляющих баланса активной и реактивной электроэнергии и т.д., которые не поддаются обобщению и требуют конкретного анализа. 3.1. Собственная электростанция расположена в глубине сети промышленного потребителя, и ее электрогенераторы уменьшают потребление активной электроэнергии из сети энергоснабжающей компании. Теоретически при этом должно соответственно уменьшаться и потребление реактивной электроэнергии. Однако потребитель может предпочесть для себя беречь эксплуатационный ресурс изоляции роторов и статоров своих генераторов и потреблять необходимую ему реактивную мощность из энергосистемы. Потребитель имеет право эксплуатировать свои генераторы как ему выгодно, но Методика (z0093-02) создает для него мощный ценовой сигнал о технологической неуместности режима, возникает. Поскольку табл.1 Методики не дает значений Кф для tgф, превышающих 2,00, при tgф> 2,00 приходится брать Кф = 4,0625. Погрешность такого расчета идет на пользу потребителю, но коэффициент 4,0625 и так достаточно велик для того, чтобы потребителю было невыгодно эксплуатировать его собственные генераторы в режимах с завышенными COSф. 3.2. Собственная электростанция промышленного потребителя расположена таким образом, что реактивная мощность, издают собственные электрогенераторы, перетекает в собственных электроприемников через элементы сети, которые принадлежат энергоснабжающей компании. В таких ситуациях потребитель заинтересован требовать от энергоснабжающей компании, чтобы расчет за реактивные перетекание выполнялся по сальдовому значениею WQ1 - WQ2, где WQ1 - суммарный результат за точками учета потребления, WQ2 - суммарный результат за точками учета генерации реактивной электроэнергии. Такое требование потребителя было бы полностью справедливым при условии, если в течение расчетного периода конфигурации временных графиков реактивного перетекания в каждой точке учета были строго сходны между собой. Практически это условие никогда не выполняется, и результат вычитания суммарного потребления с суммарной генерацией за расчетный период усугубляется значительной методической погрешностью в пользу потребителя - как, например, при вычитании прямого и обратного перетока реактивной электроэнергии на счетчике без стопора обратного хода. С другой стороны, формальное применение Методики (z0093-02) в описанной ситуации в условиях традиционного (интегрированного за расчетный период) учета потребления и генерации реактивной электроэнергии действительно может вводить значительную методическую погрешность в пользу энергоснабжающей компании. Основная часть такой погрешности будет устранена, если вместо традиционных счетчиков потребитель установит предусмотренные Методикой электронные счетчики зонного учета прямых и обратных реактивных перетоков. Полная ликвидация методической погрешности в пользу поставщика электроэнергии будет достигаться, если потребитель оборудует электронные счетчики предлагаемой ДП "Укрэнергоналадкаизмерения" микроэлектронной системой подсчета сальдо WQ1 - WQ2 отдельно в каждом 30, 15, 10 или 5-минутном интервале учета реактивных перетоков. 3.3. Существует ряд сложных схемно-режимно-учетных ситуаций, вытекающих из специфики вариантов расположения границ балансовой принадлежности элементов сети энергоснабжающей компании и ее потребителей, основного потребителя и его субпотребителей т.д., когда традиционный учет реактивной электроэнергии при формальном применении Методики (z0093-02) порождает значительное погрешность в пользу энергосистемы или в пользу потребителя. Во всех таких ситуациях устранение основной части обеих методических погрешностей становится возможным после перехода на зонный учет реактивной электроэнергии, а полностью справедливые результаты расчетов реактивных перетекание могут быть обеспечены установкой микроэлектронной системы учета с сальдированием потребления и генерации в каждом 30, 15, 10 или 5 - минутном интервале. Конкретные рекомендации могут быть даны только на основе анализа конкретных ситуаций.

4. О порядке расчетов за реактив с генерирующими энергокомпаниями.

В постановках вопросов о порядке расчетов за перетоки реактивной электроэнергии с генерирующими энергокомпаниями отдельные специалисты исходят из неправильной трактовки реактивной электроэнергии как товара, т.е. предмета купли-продажи. Отсюда возникают предложения платить электростанциям за реактивную электроэнергию, которую получают электропередаточные организации, и освободить от платы за реактивную электроэнергию территориально обособленные объекты электростанций. Однако, реактивная электроэнергия - не товар. Реактивная электроэнергия есть вредная составляющая процессов передачи активной электроэнергии электрическими сетями, которая проявляется в обстоятельствах реактивной несбалансированности электроустановок общественными убытками через дополнительные потери активной электроэнергии и ухудшения режимов электронапряжения. Платой за перетекание реактивной электроэнергии в конкретной точке раздела балансовой принадлежности электросетей является адресный экономический стимул к действиям, направленным на уменьшение названных общественных убытков. Размер платы зависит от схемы, параметров и режима электросети. На данном этапе технологического и экономического развития электропередаточные организации Украины за реактивную электроэнергию, полученную от электростанций, не рассчитываются. Действующая Методика (z0093-02) для расчетов с электростанциями непригодна. Плата электростанциям возможна не за отпуск реактивной электроэнергии, а за их участие в регулировании электронапряжения. Подготовка соответствующей Методики (z0093-02) может стать главой широкой программы обеспечения качества электроэнергии в Украине. Реактивная несбалансированность обособленных технологических (например, трубопроводы), производственных (например, автотранспортные парки), рекреационных (например, базы отдыха) и т.п. объектов, принадлежащих генерирующим энергокомпаниям, образует общественные убытки так же, как и реактивная несбалансированность всех других потребителей. Поэтому все упомянутые объекты обязаны вносить електропередавальним организациям плату за реактив согласно Методике (z0093-02), анализировать зависимость оплаты от режимов работы своих электроустановок, принимать меры к компенсации реактивных нагрузок и к регулированию реактивных перетоков с целью уменьшения общественных убытков в окружающий электросети.

5. Об оплате перетоков реактивной электроэнергии малыми ГЭС

Предложения по оплате перетоков реактивной электроэнергии малыми ГЭС сводятся к формальному применения к ним действующей Методики (z0093-02) как к потребителям, которые имеют круглосуточный непрерывный режим производства и могут генерировать реактивную мощность своими синхронными двигателями.  Такой подход технологически и экономически некорректен. Генераторы малой ГЭС похожи на синхронные двигатели конструктивно, но не имеют круглосуточного непрерывного режима работы и выполняют совсем другие технологические функции. Електропередавальна организация не может получать плату за генерируемую реактивную электроэнергию от ГЭС, поскольку она получает такую ​​плату от потребителей, которые фактически потребляют реактив, генерируемый ГЭС. Технологически и экономически корректной будет экономико-организационная модель, в которой малая ГЭС представлена ​​суммой двух электроустановок. Первую из них составляют генераторы, которые включаются в работу в определенные интервалы времени, вторую - электроприемники, питающиеся от распределительного устройства ГЭС независимо от режима работы генераторов. Генераторы малой ГЭС на своих рабочих режимах выдают определенную реактивную мощность, которая частично расходуется на нужды собственных электроприемников, а избыток выдается в электросеть. Возможные режимы, когда потребность собственных электроприемников превышает имеющуюся генерацию, и тогда дефицит реактива поступает из сети. Когда генераторы не работают, вся нужная реактивная мощность поступает из сети. Малая ГЭС должна оплатить на общих основаниях действующей Методики (z0093-02) ту реактивную электроэнергию, которую она получила от электросети, но не должна платить за реактив, генерируемый в электросеть. Напротив, в перспективе может быть введена оплата услуг регулирования напряжения, большие и малые ГЭС могут оказывать електропередавальним организациям в конкретных интервалах суточных графиков. Для этого нужны почасовой учет реактивных перетоков, научно-практическая методика выбора требований к регулированию напряжения и система организационного контроля выполнения таких требований. Пока упомянутые услуги предоставляются без экономического стимулирования - всего по оперативным распоряжениям диспетчерских служб. Для реализации технологически и экономически корректного механизма оплаты реактивных перетоков малой ГЭС на современном этапе достаточно иметь на границе балансовой принадлежности традиционный счетчик потребления реактивной электроэнергии со стопором обратного хода. Порядок расчетов за перетоки реактивной электроэнергии для малых ГЭС Плата за потребление и генерацию реактивной электроэнергии определяется тремя составляющими величинами (нумерация формул подано согласно Методике (z0093-02):

П = П1 + П2 - П3, (грн.) (3.1)

где П1 - основная плата за потребление и генерацию реактивной электроэнергии; П2 - надбавка за недостаточное оснащение электрической сети потребителя средствами КРП; П3 - скидка платы за потребление и генерацию реактивной электроэнергии в случае участия потребителя в оптимальном суточном регулировании режимов сети энергоснабжающей организации в расчетный период . Формула основной платы за потребленную и генерируемую малой ГЭС реактивную электроэнергию теряет составляющую К х WQr и приобретает вид:

П1 = E WQсп х D х T, (грн.) (3.2)

где E - знак суммы; n - число точек расчетного учета реактивной энергии; WQсп - потребление реактивной энергии в точке учета за расчетный период, кВАр х год.; D - ЭЭРМ, характеризующий долю влияния реактивного перетока в точке учета на технико-экономические показатели в расчетном режиме, кВт / кВАр; Т - фактическая средняя закупочная цена на электроэнергию, сложившуюся за расчетный период (рассчитывается в соответствии с нормативными документами НКРЕ), грн. / КВт х ч. Формулы (3.3), (4.1), (4.2), (4.3) Методики (z0093-02) не применяются, а формулы (3.4) и (3.5) остаются неизменными. Надбавка за недостаточное оснащение электрической сети потребителя средствами компенсации реактивной мощности определяется формулой

П2 = П1 х Сбаз х (ф - 1), (грн.) (3.4)

где П1 - суммарная основная плата; Сбаз = 1,0 - нормативное базовое значение коэффициента стимулирования капитальных вложений в средства КРП в электрических сетях потребителя; Кф - коэффициент, который выбирается из табл. 1 в зависимости от фактического коэффициента мощности потребителя tgф в среднем за расчетный период. Фактический коэффициент мощности потребителя в среднем за расчетный период определяется формулой

tgф = WQсп / WP. (3.5)

 

6. Об экономико-организационные стимулы при расчетах платы за генерацию реактивной электроэнергии по судебному делу ОАО "Прикарпатьеоблэнерго" против ОАО "Металлист" 6.1. Суть хозяйственно-правовой ситуации ОАО "Металлист", которое имеет источник реактивной электроэнергии (конденсаторную установку мощностью 140 кВАр), но не имеет счетчика для учета генерации реактивной электроэнергии во внешнюю электросеть, уклоняется от оплаты перетоков реактивной электроэнергии. ОАО "Прикарпатьеоблэнерго" считает, что это является нарушением договорных обязательств (приложение N 5 от 19.02.2001 действующему Договору сторон от 14.01.2000). Основанием для отказа в оплате ОАО "Металлист" выставляет пункт 13 названного приложения, где сказано, что "в нерабочее время компенсирующие установки Потребителя должны быть отключены". В обоснование своей позиции ОАО "Металлист" заявляет, что у него на основании приказа по предприятию от 21.02.2001 регулярно выполнялось отключение конденсаторной установки (далее - КУ) в нерабочее время и выходные дни с записями в оперативный журнал 6.2. Оценка решения хозяйственного суда Хозяйственный суд Ивано-Франковской области вынес решение по делу П-13/222 от 03.07.02 в пользу ОАО "Металлист", обосновав его ссылками на пункт 13 приложения N 5, на устное утверждение ответчика о регулярном отключении КУ в нерабочее время и на наличие записей об этом в журнале оперативного учета. Однако журнал оперативного учета является односторонним внутренним документом. Соответствие между записями в журнал и реально выполненными операциями не может контролироваться энергоснабжающей организацией. Из практики известно достаточное число случаев, когда персонал, не утруждая себя реальными оперативными действиями, выполняет лишь записи в журнал, часто «задним числом» или даже на неделю вперед. Журналы оперативного учета работы электроустановок при необходимости служат для персонала ЕО источниками технологической информации, но не могут использоваться для обоснования денежных расчетов. Единственно надежным источником информации для начисления платы является инструментальный учет электроэнергии (с помощью счетчика). Хозяйственный суд не принял во внимание: - фактическое бездоказательность утверждения ОАО "Металлист" об отключении КУ в нерабочее время; - пункт 7 приложения N 5, где сказано, что "контроль потребления и генерации реактивной электроэнергии осуществляется приборами учета", - пункт 10 приложения N 5, где сказано, что "при отсутствии приборов учета и в случае непредставления данных ... ЕО определяет потребление или генерацию реактивной электроэнергии расчетным путем ", - пункт 10.2 приложения N 5, где определены, согласованы с потребителем и подтверждены его подписью и печатью расчетные значения генерации реактивной электроэнергии по месяцам года. Пункт 13 приложения N 5 необходимо рассматривать в комплексе с пунктами 7, 10 и 10.2. Игнорирование хозяйственным судом названных деталей ситуации можно объяснить сложностью технико-технологической стороны управления перетоками реактивной электроэнергии и расчетов за них. Заметим, что ОАО "Прикарпатьеоблэнерго" подало, а прокурор Городенковского района Ивано-Франковской области и Хозяйственный суд приняли дело к рассмотрению в обход пункта 5.6 в то время действующей (до 10.02.2002), пункта 5.12 новой редакции Методики (z0093-02), где сказано, что "разногласия, которые могут возникать ... рассматриваются Госэнергонадзором Украины. В случае несогласия сторон вопрос решается в соответствии с действующим законодательством". 6.3. Взаимодействие экономико-организационных стимулов Плата за перетекание реактивной электроэнергии (далее - плата за реактив) является для потребителя адресным экономическим стимулом к ​​оптимизации режимов ее потребления из сети или генерации в электросеть ЕО, а для ЭО - компенсацией потерь, вызванных отклонениями фактических режимов от оптимальных. Действие адресного экономического стимула зависит от технико-технологической ситуации. Конкретно для ОАО "Металлист" возникает следующая последовательность желаемого развития событий. 1. Прежде всего нужно установить счетчик генерации реактивной электроэнергии. После этого расчетные значения генерации реактивной электроэнергии, определенные в пункте 10.2, будут применяться только в случаях непредставления данных за очередной интервал денежных расчетов. В других интервалах плата по счетчику будет значительно ниже, чем по таблице пункта 10.2. 2. При оплате по счетчику у персонала ОАО "Металлист" возникает не формальная заинтересованность в том, чтобы был правильно заполнен оперативный журнал, а реальная заинтересованность в снижении платы за реактив. 3. Первоочередной путем к снижению платы является отключение КУ в нерабочие часы предприятия. Пункт 13 приложения N 5, если его рассматривать в комплексе с пунктами 7, 10 и 10.2, имеет смысл методической подсказки, направленной на реализацию первоочередного пути. 4. Для дальнейшей оптимизации перетоков реактивной электроэнергии и соответствующего снижения платы за реактив может быть внедрена система автоматического регулирования мощности КУ. Персонал ЕО обязан разъяснять взаимодействие экономико-организационных стимулов платы за реактив зависимости от технико-технологической ситуации у каждого конкретного потребителя. 6.4. Выводы Решение Ивано-Франковского хозяйственного суда по делу N П-13/222 от 03.07.02: - опирается на бездоказательно устное утверждение ответчика, - не соответствует сути Методики (z0093-02) как адресного экономического стимула к действиям потребителя, направленных на уменьшение потерь ЭО и, соответственно, на уменьшение названной платы, - не учитывает комплексный взаимосвязь пунктов 7, 10, 10.2 и 13 приложения N 5 к  Договору сторон. Иск ОАО "Прикарпатьеоблэнерго" к ОАО "Металлист" считаем справедливым.

7. О порядке расчетов за перетоки реактивной электроэнергии в электросетях Укрзализныци

7.1. Как влияет на применение платы за реактив приобретения объединениями Укрзализныци статуса электропередающих организаций? В связи со спецификой реальных балансов реактивной мощности в сети 750-220 кВ Украине электропередаточные организации на данном этапе технологического и экономического развития за перетоки реактивной электроэнергии не рассчитываются. Согласно Постановлению НКРЭ от 28.12.2000 N 1287 (v1287227-00) статус Юго-Западной железной дороги как энергоснабжающей организации местными (локальными) электросетями на закрепленных территориях не распространяется на тяговые электрические сети напряжением 27,5 кВ, которые являются мощными потребителями в Украине. Поэтому, с нашей точки зрения, территориально-отраслевые объединения Укрзализныци не должны платить за перетоки реактивной электроэнергии в точках питания местных (локальных) электросетей, кроме тяговых электросетей 27,5 кВ. В то же время согласно действующей Методике (z0093-02) они имеют право получать такую ​​плату от потребителей, которым передают электрическую энергию, и согласно пункту 7.23 новой редакции Правил пользования электрической энергией (z0903-02) обязаны использовать ее исключительно на установление и поддержание в надлежащем состоянии средств компенсации реактивных мощностей в электросетях. 7.2. Кому должна направляться плата за реактив в точках питания тяговых электросетей 27,5 кВ? Решающим фактором выступает балансовая принадлежность элементов сети, через которые осуществляется техническом обеспечении электроснабжения потребителя. Если тяговая подстанция 110 (150) / 35 (10) / 27,5 кВ питается от подстанции, принадлежащей НЭК "Укрэнерго", плата за реактив в точках питания тяговой сети 27,5 кВ должна направляться на счет соответствующего подразделения НЭК. Если по схеме питания между подстанцией НЭК "Укрэнерго" и тяговой подстанцией Укрзализныци присутствуют элементы электросети, принадлежащие определенной облэнерго, плата за реактив в точках питания тяговой сети 27,5 кВ должна направляться на счет этого облэнерго. 7.3. Как рассчитывать плату за реактив в тяговых электросетях? Проблема в том, что реальные зоны тяговых электросетей 27,5 кВ, выступающих в роли единственного потребителя электроэнергии, имеют, как правило, параллельное питание от ряда тяговых подстанций. В таких обстоятельствах основная плата за потребление и генерацию реактивной электроэнергии (составная П1) в точках питания электросети 27,5 кВ может начисляться отдельно по каждой тяговой подстанции и направляться отдельно на счета соответствующих облэнерго или НЭК "Укрэнерго". Надбавка за недостаточное оснащение сети потребителя средствами компенсации реактивной мощности (составляющая П2) согласно Методике (z0093-02) должна рассчитываться в зависимости от суммарной платы П1 по всем точкам питания потребителя. Если параллельное питание зоны тяговой сети, которая выступает в роли единственного потребителя осуществляется от тяговых подстанций, которые питаются от элементов электросетей, принадлежащих различным облэнерго или НЭК «Укрэнерго», возникает потребность в координации исчисления и распределения платы П2 на уровне энергосистем. Порядок такой координации, ответственность исполнителей, права и обязанности сторон должны быть определены специальным документом. 7.4. Как выглядит расчетная формула основной платы за реактив для тяговой подстанции? Для трансформаторной тяговой подстанции 110/27, 5/35 или 110/27, 5/10 кВ расчетная формула основной платы за перетоки реактивной электроэнергии (плата П1) имеет вид 27 27 27 27 П1 = ((WQсп1 + (дельта) WQтр1) х D (1) + (WQсп2 + (дельта) WQтр2) х 27 27 х D (2) + С х (WQг1 х D (1) + WQr2 х D (2))) х T, где 27 27 WQсп1, WQсп2 - потребление реактивной электроэнергии с шин 27,5 кВ соответственно трансформаторов N1 и N2, 27 27 (дельта) WQтр1, (дельта) WQтр2 - доли потерь реактивной электроэнергии, зависящие от нагрузок на шинах 27,5 кВ соответственно в трансформаторах N 1 и N 2 ; 27 27 WQг1, WQг2 - генерация реактивной электроэнергии на шины 27,5 кВ соответственно трансформаторов N 1 и N 2; D (1), D (2) - экономические эквиваленты реактивной мощности D соответственно трансформаторов N 1 и N 2, С - нормативный коэффициент учета убытков энергосистемы от генерации реактивной энергии с сети потребителя; T - прогнозируемая средняя закупочная цена на электроэнергию. Конкретизация расчетных алгоритмов с целью автоматизации расчетов в зависимости от конфигурации электросетей, точек разграничения балансовой принадлежности, расположение приборов учета и других объективных факторов осуществляется базовой научно-исследовательской организацией - Отраслевой научно-исследовательской лабораторией Минтопэнерго при факультете электроэнерготехники и автоматики НТУУ "КПИ" (ОНИЛ Минтопэнерго при ФЭА НТУУ "КПИ"). 7.5. Кому должна направляться плата за реактив от потребителей, питающихся от элементов местных (локальных) электросетей, принадлежащих объединениям Укрзализныци, которые имеют лицензию на поставки и передачи электроэнергии местными (локальными) электросетями? Потребители, которые питаются от элементов местных (локальных) электросетей, принадлежащих этим объединением Укрзализныци и имеющих с ними договорные взаимоотношения, должны рассчитываться за перетоки реактивной электроэнергии с соответствующими объединениями Укрзализныци. Если через элементы сетей этих объединений Укрзализныци (через РУ 35, 10 (6) кВ тяговых подстанций, подстанций 35/10 (6) кВ) осуществляются транзитные перетоки в электросети других лицензиатов по поставке и передаче электроэнергии или потребителей других лицензиатов, расчеты по потребителями за перетоки реактивной электроэнергии осуществляют соответствующие лицензиаты. 7.6. Как могут развиваться расчеты платы за перетоки реактивной электроэнергии в ситуациях взаимодействия электропередающих организаций? Необходимо различать две группы схемно-режимных ситуаций: - облэнерго и другие ЕО получают реактивную мощность от сети 750-220 кВ, принадлежащей НЭК "Укрэнерго", - смежные ЕО имеют границу балансовой принадлежности электросетей 150-6 кВ между собой. Действующей Методикой (z0093-02) и новой редакцией Правил пользования электрической энергией (z0903-02) нормировано определения платы за реактив как адресного экономического стимула к энергосбережению и повышению качества электронапряжения путем реактивного балансирования электроустановок потребителей. Вопрос об оплате перетоков реактивной электроэнергии между электросетью 750-220 кВ и электросетями облэнерго или иных ЕО может быть поставлен и решен в плане дополнения адресных экономических стимулов, действующих на потребителей, дополнительными адресными экономическими стимулами, которые будут действовать на облэнерго и другие ЕО в направлении реактивного балансирования электросети 750-220 кВ. Вопрос об оплате перетоков реактивной электроэнергии между электросетями смежных ЕО может быть поставлен и решен в плане дополнения адресных экономических стимулов, действующих на потребителей, дополнительными адресными экономическими стимулами, которые будут действовать в направлениях реактивного балансирования электросетей, принадлежащих каждой ЭО. В обоих названных направлениях нужны соответствующие исследования, подготовка специальных методик и опытно-промышленные расчеты. Относительно конкретных вопросов использования Методики исчисления платы за перетоки реактивной электроэнергии между энергоснабжающей организацией и ее потребителями предлагаем обращаться по адресу: Госэнергонадзор Украины, 01032 г. Киев-32, ул. Коминтерна, 25, тел. (044) 238-37-62.


Отзывы / Вопросы

Гагара Владимир 04.03.2024 11:47

Надо ли платить за переток реактивной мощности при отсутствии трёх фаз в сети 0,4кв


Василий 02.12.2022 11:49

Имеет ли право Поставщик начислять плату за потери реактивной электрической энергии в ЛЭП - 0,4 кВ юридическое лицо?

Електроконтроль 02.12.2022 12:24

Доброго дня. Постачальник скоріш за все для вас як монополіст і може встановлювати свої правила розрахунків зі споживачами. Вам краще написати офіціального листа до постачальника Нехай нададуть вам роз'яснення. вам стане зрозуміліше.


Вячеслав Васильевич 10.02.2019 14:23

Какая методика действует в 2019 году вместо методики z0093-02 ?


Вера Афанасьевна. 05.05.2017 04:32

Необходимо ли выполнять компенсацию реактивной мощности в электрощитовой , газовой котельной? Мощность 40 кВт, 380В. Котельная работает 176 дней в году для отопления жилых домов.


Добавить вопрос/отзыв




2009 - 2024 Интернет-магазин электрооборудования "Электроконтроль" (ООО НПП "Нафтаенергопром", ex ЧП Электроконтроль) Карта сайта